К оперному театру примыкает Пале-Рояль - внутренний тенистый сад, спрятавшийся внутри каре окружающих зданий. Он наша тайна. И посторонний, случайный в Городе человек, его не заметит. Сад был построен на месте бывшего плац-парада по Ланжероновской улице, который переместили на Соборную площадь, против гауптвахты, а затем еще дальше - на Куликовое поле. По трем сторонам периметра площади плац-парада, позади старого Театра, выделили неширокую полосу земли, расчленили ее на отдельные участки и отдали купцам под лавки. А лавки эти построил единым ансамблем, в виде П-образного каре зданий, Г.И. Торичелли в 1842-1843 годах. Фасады лавок, обращенные к Екатерининской и Ланжероновской улицам, стали непрерывной ордерной аркадой. Там было 16 громадных и светлых арочных окон на Екатерининскую, а торцы здания выделялись строенными окнами в обрамлении плоских портиков. Ансамбль этот задуман был как роскошное ожерелье, а кистью руки был старый Театр.
Новые торговые ряды одесситы, помешанные на аналогиях с Парижем, в просторечии именовали Пале-Роялем, что обрело позже официальный статус. И залетное название так органично связалось с этим уголком города, так "легло" на музыкальный говор одесситов, что большинство из них и не заметили, как его "отменили" и вернули лишь в середине 1990-х годов. А ведь до этого около сорока лет Пале-Рояль числился..."сквером имени Чарльза Дарвина". В конце 19 века ансамбль разрушили и окружили сад разномасштабными зданиями случайной архитектуры. На противоположной от Пале-Рояля стороне Театра, на перепаде высот, устроена широкая и крутая лестница, гранитной волной падающая к переулку Чайковского (Театральному), с чугунной литой решеткой, хранящей старый герб Города с цепями. В верхнем его поле помещен символ империи - двуглавый орел, а в нижнем символ Города - якорь-кошка. Это цепкий, надежный, с четырьмя мощными лапами якорь. У самого подножия лестницы высится могучий платан. Это самая красивая в Городе лестница из множества у нас красивых! В любой столице Европы такая лестница стала бы главной красотой дворцового парадного зала, поднимались бы по ней монархи, … сбегала бы наискосок Золушка, … а у нас она поместилась просто на улице, на склоне холма, лицом к тупиковому переулку.